Игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия

Развивающие методики, игры, приемы обучения
Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:51

В Н И М А Н И Е

Развивать слуховое внимание через дидактические игры;
Часто менять формы деятельности;
Использовать элементы игры;
Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз;
Наблюдать с детьми увиденное и услышанное;
Учить ребёнка сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления;
Учить управлять вниманием в соответствии с целью;
Учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрируя внимание на ней, не отвлекаясь;
Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребёнка;
Использовать игры с правилами и игры-драматизации.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ:

1. «Да и нет, не говорите. Белого с чёрным не берите».
2. Игры-головоломки.
3. Загадки.
4. «Найди отличия».
5. «Найди два одинаковых предмета».
6. «Будь внимателен» (выполнение гимнастического упражнения по словесной команде).
7. «Волшебное слово» (Взрослый показывает упражнение, а ребёнок их повторяет, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»)
8.
«Где, что было» (Запомнить предметы, разложенные на столе. После
того, как взрослый поменяет положение предметов, ребёнок должен
сказать, что изменилось).
9. «Назови, что ты видишь» (за 1 минуту назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате)
10.
«Карлики и великаны» (Взрослый даёт словесную инструкцию и выполняет
действия, которые с ней не совпадают. Ребёнок должен слушать
инструкцию, не обращая внимания на его действия)
М Ы Ш Л Е Н И Е

Развитие умственных способностей через овладение действий замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
Составление групп из отдельных предметов;
Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или по назначению;

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в
правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
Побуждать детей делать самостоятельные выводы;
Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме;
Учить ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ:

1. «Разложи картинки» (учит учитывать последовательность событий).
2. «Окончание слов» (учит заканчивать слово по начальному слогу).
3. «Найди лишний предмет. Найди в ряду лишнюю фигуру» (классификация предметов по признакам и назначению).
4.
«Творческий подход» (ребёнок показывает предмет, не имеющий
определённого назначения; ребёнок должен придумать, как можно
использовать данный предмет).
5. «Антонимы» (называется слово, нужно назвать противоположное: тяжёлый – лёгкий; быстрый – медленный; большой - маленький).
6. «Уникуб», «Лото», «Домино», «Пазлы», «Конструктор», «Загадки».

П А М Я Т Ь

Развивать у ребёнка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания;
Обучение культуре запоминания;
Учить ребёнка вспоминать последние события;
Учить ребёнка использовать при запоминании мнемотехнические приемы
Учить ребёнка использовать образ как средство развития произвольной памяти;
Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания; использовать связи при припоминании;
Способствовать овладению умениями для запоминания, используя вспомогательные средства.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ:
1. «Запомни предметы» (На столе разложены предметы, ребёнок должен их запомнить и воспроизвести, отвернувшись от стола).
2.
«Детектив» (Ребёнку предъявляется 15 картинок в течение 5 секунд
каждая. Его задача их запомнить, после чего одна из картинок прячется, а
ребёнок должен назвать какая).
3. «Пирамида» (развитие
краткосрочной механической памяти. Взрослый называет одно слово, ребёнок
повторяет его, взрослый называет два слова – ребёнок повторяет два
слова ...).
4. «Что ты видел в отпуске» (ребёнку задаются вопросы о событиях, произошедших в отпуске).
5. «Что ты ел на обед» (ребёнок должен перечислить всё, что он ел во время обеда).
6.
«Нарисуй такой же» (взрослый рисует предмет, ребёнок смотрит на
него, потом лист с рисунком переворачивается, и ребёнок рисует точно
такой же предмет).

7. «Короткий рассказ» (ребёнок должен воспроизвести рассказ из нескольких предложений и ответить на заданные вопросы).
8. «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает из палочек произвольную фигурку, а ребёнок должен по памяти её повторить).

В О С П Р И Я Т И Е

Учить детей различать предметы на ощупь;
Формировать умения выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус;
Учить соотносить предметы по величине;
Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление;
Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;
Формировать умения составлять из частей целое;
Осуществлять выбор и соотнесение величин по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией;
Различать основные признаки разных времён года;
Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы;
Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, в центре ...;
Способствовать развитию умений анализировать предмет, выделять в нём мелкие детали.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ:
1.
«Перевёртыши» (изобразить любые предметы, используя геометрические
фигуры: круг, треугольник, квадрат; при этом их форма может меняться по
всякому).
2. «Как пройти к зайке. Путешествие по комнате с помощью
карты» (ориентирование в пространстве по плану-схеме: куда пойдёшь, что
найдёшь.).
3. «Узнай форму» (узнать в каком-либо предмете геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат).
4. «Чем похожи, а чем отличаются » (у похожих рисунков или предметов нужно найти черты сходства или отличия).
5. «Построй по росту» (установить предметы по высоте).
6. «Сложи картинку» (из отдельных частей сложить картинку).
7. «О чём я говорю» (взрослый описывает какой-либо предмет, а ребёнок должен угадать о чём идёт речь).
8. «Угадай, что это» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертания предмета, а ребёнок должен узнать, что это).
9. «Какое время года» (взрослый называет время года, а ребёнок признаки этого времени года, и, наоборот).

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 15:12

"Кукловод"

Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.

Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.


"Сделай, как я!" (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.


Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощу-пывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.


Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»


Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.


Игра «Волшебный круг»

Цель: развивать навык сосредоточения.

Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.


Игра «Слухачи»

Цель: та же, развивать навык сосредоточения.

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Источник: Ирина БОДРОВА, преподаватель-методист образовательного центра "Гармония"


Игра Б. П. Никитина "Обезьянки"

Что надо для игры
Играть в "Обезьянку" дети могут начиная с 2 - 3 лет и старше. Играть можно и с одним малышом, но, если число участников больше, - интереснее.
Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол.

"Сегодня мы будем играть в "Обезьянку", - говорит взрослый. - Но сначала послушайте сказку про обезьянку: сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно... И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку - и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала все-все делать точь-в-точь, как мальчик.
А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы - обезьянками. "

И дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он приготовил для "обезьянок" и для "мальчика". Можно использовать для этой игры кирпичики (удобны деревянные или пластмассовые размером 20x40x80 мм или 15x30x60 мм).
Каждый играющий, т. е. "мальчик" и "обезьянки", берут по 2 кирпичика. В начале игры "мальчик" поднимает оба кирпича вверх над головой и, когда видит, что все "обезьянки" сделали так же, быстро прячет руки с кирпичами под стол.
Игра заключается в том, что "мальчик" строит из двух кирпичиков какую-то модель, а "обезьянки" глядят на него и делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90 градусов и 45 градусов и т. д.), то получается много разных моделей.
Вот как выглядит игра со стороны. "Мальчик" медленно, чтобы "обезьянки" успевали и увидеть, и сделать то же самое, вынимает из-под стола руку и ставит первый кирпич на торец. Затем, не торопясь, кладет на него плашмя второй кирпич, так что получается буква Т.
- Какие внимательные все "обезьянки"! - говорит "мальчик", видя, что все малыши сделали Т точно, как он. И тогда быстро схватывает кирпичики и прячет их снова под стол. Так же быстро схватывают и прячут под стол кирпичики и "обезьянки".
Видя, что все опять смотрят на него, "мальчик" достает сразу оба кирпича, но один кладет плашмя на стол, а второй на ребро рядом, так что получается игрушечный "диван".
Игру можно и нужно оживлять главным образом одобрительными замечаниями в адрес "обезьянок", ставить кирпичики иногда подчеркнуто медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол или, наоборот, так осторожно, чтобы никто не услышал звука. Цель игры - развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них большой находчивости и сообразительности.

Игру можно усложнять разными способами: к двум кирпичам добавить третий, и тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее. Можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой. Можно взять вместо кирпичиков кубики из игры "Сложи узор". Тогда "обезьянки" должны следить не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или двухцветными гранями и т. д.).

Игру следует проводить не часто - раз в месяц или реже, но это зависит от желания малышей и изобретательности ведущего.

Источник: "Ступеньки творчества или развивающие игры " Б. П. Никитин


Вернуться в «Развитие и обучение детей раннего и дошкольного возраста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей