Методики развития и обучения детей раннего возраста

Развивающие методики, игры, приемы обучения
Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:35

Система Китаева и Трунова
Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребенка до года,связанные с движением: развивает врожденные рефлексы. Методика уходиткорнями в прошлое: на Руси детей часто брали подмышки, слегкаподбрасывали, вместе с ними делали самолетики, отпрысков постаршеобхватывали за руки-ноги, крутили вокруг себя, сами при этом крутилисьвокруг своей оси наподобие карусели. Родители предоставляют ребенкувозможность двигаться, когда тот сам не может реализовываться. Послеребенок сам ползает, ходит, - прежние упражнения утрачивают свою силу исмысл, теперь нужно использовать силы ребенка, менять центр тяжести,подключать различные игры, зарядки, упражнения на спорткомплексе, кудапереносить все наработанные элементы.М.Трунов, Л.Китаев авторы книги"Экология младенчества.". В книге дается нетрадиционный взгляд наразвитие ребенка и его воспитание от внутриутробного состояния до годажизни. В приложении приводится астрологический комментарий, написанныйК.Мхитаряном.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:37

Система Дьенеша
Логические игры этого замечательного венгерского педагога способствуютразвитию логического мышления, комбинаторики, аналитическихспособностей, формируют навыки, необходимые для решения логическихзадач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их,адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживатьв памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты поодному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первоепредставление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы,кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенешаспособствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания ссоюзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуютускорению процесса развития у дошкольников простейших логическихструктур мышления и математических представлений. А самое главное,играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет ипятилетним дошколятам.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которыхосвоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру,толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
"Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
"Найдине такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, поформе и размеру; по цвету, размеру и форме)."Найди такие же, как эта"по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера илитакие же по размеру, но другого цвета.Более сложный вариант: найдитакие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие поразмеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же поформе и размеру, но другого цвета).

3. "Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построитькак можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:а) чтобырядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);б) чтобырядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; поразмеру и форме, по толщине и т.д.);в) чтобы рядом были фигурыодинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;г) чтобы рядом былифигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинаковогоразмера, но разного цвета).
4. "Второй ряд"
Выложить в ряд 5-6любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждойфигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру;не такая по форме, размеру и цвету.

5. "Домино"
В этой игре одновременно может участвовать не болеечетырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрокпоочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается.Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному.Например:а) фигурами другого цвета (формы, размера);б) фигурами того жецвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;в)фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);г)такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же поразмеру и форме, но другими по цвету);д) ход фигурами другого цвета,формы, размера, толщины.

6. "Раздели фигуры"
Для игры понадобятся игрушки: мишка,кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой изайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте,правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить навопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки?(Все не красные).Попробуйте разделить фигуры по-другому:
чтобы у мишки оказались все круглые;
чтобы зайцу достались все большие;
чтобы зайцу достались все желтые и т.д.
Болеесложный вариант этой игры: Разделите фигуры так, чтобы у мишкиоказались все синие, а у зайки все квадратные.Проверьте, какие фигурыдостались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке?(Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке?(Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие,неквадратные).

др. варианты заданий.Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались всетреугольные, а у зайки-все большие;мишке достались все маленькие, азайке - все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у зайки-всежелтые.Наконец, наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры".Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы уБуратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, уНезнайки все большие. Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые,не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые,маленькие, некруглые). Скажи, какие фигуры достались только Незнайке?(Большие, не желтые, некруглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратинои Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие). Какие фигуры достались сразуи Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке сЧебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).Какие фигуры подошли всем тремперсонажам? (Круглые, желтые, большие).А какие фигуры оказались ничьи?(Большие, некруглые, не желтые).

Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры.Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства,изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном (на данномрисунке цвет пятна определен буквами: "к" -красный, "ж" - желтый, "с"-синий).'Величину - силуэтом домика (большой, маленький).Форму -соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный,треугольный).Толщину - условным изображением человеческой фигуры(толстый и тонкий). Карточки рассматриваются с детьми, уточняется,какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и самиблоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаредетей появляются такие определения: "...это красный, большой, круглый,толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можноположить красные блоки".

Игровые упраж-я проводятся так: ребенку или группе детей предъявляетсякарточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Дляразнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где впервой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клеткиблоками соответствующего свойства. Игра называется "Все в ряд". Послеосвоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самост.выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованиемкарточек. Предлагаются такие игры:"Кто быстрее соберет блоки!","Поручения", "На свое место". Например, ведущий говорит: "Кто быстреевсех соберет все красные блоки", "Саше поручается собрать все круглыеблоки", "Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч..."Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро икачественно.

Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, чтообеспечивает опору на непосредственное восприятие св-в блока прирешении задачи. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачуи развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры нанаглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образыМышки (игра "Мышки-норушки") помогают заинтересовать ребенка в отбореблоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущеголибо красные, либо круглые...

Успешно проводятся и др. игры:"Заселим домики", "Кто быстрее спрячет".Домики заселяются желтыми жильцами - блоками, либо квадратными. Вдругой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки...Победителями оказываются те, кто первыми и безошибочно выполнитзадания.В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающиеотсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойствобудет перечеркнуто двумя линиями. Например: Для усвоения слов:некрасный, некруглый, небольшой,., необходимы игры: "Переводчики","Помоги Незнайке". В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках,перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайкупо-разному рассказывать про цвет, величину и так далее.

Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасныйи несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой(маленький). Подобные игровые упражнения могут проводиться, какиндивидуально, так и с подгруппами детей. Если дети в детском саду, тоэти задания лучше провести вне занятий: в утренние, вечерние отрезкивремени, на прогулке.

Последующая работа с детьми направлена наосвоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.Начинать лучше с игр "На свою веточку", "Кто хозяин?", "Найди выход".Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указаннымисвойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть скруглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д.

Разобраться, где должны "висеть" неквадратные и красные, желтые итреугольные... блоки в игре "На свою веточку". После освоенияпредыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно подвум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличиюобоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного иотсутствию второго. Рекомендуется использовать игровые упражнения"Помоги Незнайке". Выбираются сказочные персонажи и называются блоки,какие каждый из них "хочет взять себе". Например, Дюймовочка "выбираетсебе" желтые и квадратные. Незнайка - желтые, но не квадратные,Мальвина - квадратные, но нежелтые. Пьеро - нежелтые и неквадратные.Обязательно проверяются все наборы блоков у персонажей вместе с детьми.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:38

Методика Масару Ибука
Масару Ибука - президент фирмы "Сони", автор новаторских концепцийвоспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциациираннего развития и организации "Обучение талантов". Именно его теория,гласившая "После трех уже поздно", несколько десятилетий назад потрясламир. Автор отмечал, что "Согласно последним исследованиям, к возрастутрех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия нараннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?"

Основная цель этой теории - предотвратить появление несчастных детей.Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не длятого, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учатиностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста;главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности,чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука считает,что главное - это введение нового опыта вовремя. Но только тот, ктоухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), можетраспознать это вовремя. "Матери должны больше полагаться на себя и бытьболее последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность всебе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка.Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модныхтечений, штампов и облегченных методов".

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:39

Метод Макато Шичидо
Профессор Макато Шичида является пионером в развитии ускоренногообучения. Данный метод многие знают как метод Шичида. Он практикует ужеболее 40 лет и хорошо известен в Японии своими разработками уникальныхметодик обучения, которые направлены на стимулирование врожденнойгениальности у маленьких детей.

Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природнымспособностям, которые легко развить пользуясь специальными методикамиподготовки.

В одной из своих книг, Шичида пишет, что правоеполушарие имеет "высокую емкость памяти". Правое полушарие мозгаобрабатывает информацию очень быстро в виде изображений. Левоеполушарие и правое полушарие различаются по емкости памяти и периодувремени, за который информация может быть сохранена. Согласно Шичида,левое полушарие мозга постоянно сбрасывает старую информацию, чтобыосвободить место для новой. Память из правого полушария мозга никогдане удаляется. Мы можем рассматривать левое полушарие, как оперативнуюпамять, а правое полушарие как неограниченный потенциал жестких дисков,информация на которых не может быть стерта.

Шичида говорит, что в возрасте от рождения и до 3-х лет, правоеполушарие является доминирующим. За это время важно обеспечить всепотребности ребенка. Важно регулярно стимулировать все пяти чувств.Поего мнению, "когда правое и левое полушария будут хорошо развиты уребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти всенаши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстреезапоминают огромные объемы информации и вспомнинают прочитанное илиувиденное с точностью, причем вся информация является им понятной.
Всвоей книге "Дети гениев", он пишет, что правое полушарие имеет другоеназвание - "изображение мозга". Именно эта часть мозга, позволяетвизуализировать и видеть сны. Имея фотографическую память мы получаетнемедленный доступ к информации, хранящейся в памяти. Человек сфотограф. памятью помнит всю информацию из любой книги, которую онпрочитал или видел какие-нибудь страницы из нее.

Полушария правого и левого мозга дополняют друг друга. Левое полушариеявляется осознанным и закономерным, принимает информацию медленно илюбит повторения. Правое полушарие является подсознательным,интуитивным и усваивает информацию быстро.

Если предлагатьинформацию медленно и многократными повторениями - это будет тренировкадля левого полушария. А быстро меняющаяся (мигающая) информация будетактивизировать правое полушарие мозга. Исследования показали, чтобыстрый и медленный показ картинок с различными изображениями на разныетемы приносит пользу для детей дошкольного возраста. Материалы дляпоказа могут быть каждый раз новые и интересные, с картинками, словами,цифрами, фигурами и т.п., чтобы ребенок не терял интереса к занятиям.
ответить (с цитатой)

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:40

Методика Никитиных
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскимипедагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и ЛенойАлексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей изподмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежомкак авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же онипридумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровлениядетей.

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детейвместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.Каждая игра, по словам автора, "quot;предоставляет возможность подуматьнад тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ееусовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, ипереход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чемвыше стал уровень творческих способностей ребенка.

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок,направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитиелогического и образного мышления. Игры обладают характернымиособенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которыеребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона илипластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Задачидаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка визометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и такимобразом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачирасположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в нихиспользован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеюточень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнемумалышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждатьинтерес в течение многих лет (до взрослости).

Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики ипостроение образов, они не могут быть единственным средством развитияребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, вкоторых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннееразвитие ребенка.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:42

Система ЭЙДЕТИКИ !!!
Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого -"образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себепредмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеютэто делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видятего, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслитьобразами изначально была присуща человеку, и только с развитиемцивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но иабстрактный символ в виде слова или цифры.

Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученымЭ.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадиядетского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, норазличали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы своипервые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ вГермании и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явныеи 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образнойпамятью. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский иА.Р. Лурия. В "Школе эйдетики" (существует с 1989 года) детей ивзрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памятинужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память отненужной информации, забывать ее.

Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с удовольствиемобщаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона,которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчитпружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большоеколичество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так жеони способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных другс другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах.

Игорь Матюгин, директор школы, доктор педагогических наук, профессорРАЭ и его коллеги, опытные педагоги и психологи, учат на занятиях, какиспользовать в ежедневной жизни все техники эффективного запоминания (аих более 20), которые накоплены человечеством: запоминание иностранныхслов без зубрежки, запоминание стихов, формул, цифр, телефонныхномеров, имен, лиц и другой информации. Значительно улучшаетсявнимание, сокращается время выполнения домашнего задания. Серия книг поразвитию образной памяти, подготовленная школой, издана в России,Германии, Польше общим тиражом более одного миллиона экземпляров.Несколько методов запоминания зарегистрированы как изобретения.Подготовлено более 3000 инструкторов по развитию образной памяти,которые преподают во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:43

Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселепрофессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийскойсцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьейфамилией - Бран. В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподаетактерское мастерство. В этот же период она, молодая мать, открывает длясебя завораживающий мир раннего "обучения" и развития детей, и с техпор целиком посвящает себя этой деятельности. В настоящее время СесильЛупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле- ирадиопередачах, воспитывает детей...

Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая,воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развитьих интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровымилюдьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях.Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслейДомана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалосьнаиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразуочень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир,Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствуетих и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда имэтого хочется.

У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистическихдетей, у Лупан же – по возникновению интереса, с учетом склонностейдетей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методыобучения. В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большоевнимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методикеКлэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории,географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областямзнаний для малышей и дошкольников. Те результаты, которых она достиглаи те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в еекниге ‛Поверь в свое дитя‛. Читая ее книгу любой родитель,подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе еерекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

Популярность ее книжки "Поверь в свое дитя!" объясняется прежде всеготем, что о раннем "обучении" написала мать. Отвергая взгляды тех, кторассматривает ускоренное развитие младенцев лишь как форсирование ихвозможностей, автор предлагает свои методы, основанные на раскрытиипотенциала ребенка и формировании его как личности. Сесиль Лупанрассказывает о своей семье, которая осуществила эксперимент раннегоразвития, о своих детях, в отношениях с которыми сумела занятьсовершенно особое место. Делясь с нами своими "секретами", С.Лупаноблекает их в форму ярко написанного практического руководства. Оно непретендует на решение всех вопросов воспитания и не содержит рецептов"выращивания гениев".

По сути, метод Лупан родился из ее попыток учить малышек по Доману, вотличие от Домана у нее все более тонко и индивидуально, она связываетте или иные методики раннего развития с возникновением у ребенкаинтереса. Потянулся к пушистому ковру, попробуем показать разницу междумехом и шелком, кожей и другими материалами. Интересуется звуками –позвеним на разных инструментах, погремим кастрюлями. Плюсы: по книжкеЛупан «Поверь в свое дитя» можно смело заниматься дома, почти всесподручные средства под рукой, и докупать ничего не нужно! Минусы:большое внимание Сесиль уделяет обучению плавания с пеленок, в этомсостоит, пожалуй, единственное ограничение, потому что на«проныривание» решаются далеко не все мамы.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:44

Методика Марии Гмошинской
Мария Владимировна Гмошинская, кандидат мед. наук, старший научный сотрудник отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН

ВЕвропе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет.Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчествопредполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования– пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой.Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляяшедевры , написанные крошечными пальчиками. (Также врачи уверенны, чтодетские картины способны положительно влиять на психическое иэмоциональное состояние взрослых.) Искусствоведы говорят об их сходствес техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивномрисовании.

Когда начинать?

Практика показывает, что начинать приобщениемалыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но нераньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически.Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также кданному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познаниюмира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики.Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и памятьмалыша. Приоритетом занятий рисованием должно быть желание гармоничногоразвития ребенка (интересного познания, организации интересногободрствования), а не желание вырастить художника.

Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.

1.Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краскине вызывающий аллергии для возможности рисования ручками ребенка (а прижелании - и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку - итворит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Данная краска неприносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Данныекраски можно приобрести в любом магазине сети Будинок Іграшок . Вотназвания нескольких компаний – производителей предлагающих ассортиментэтих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотнаиспользуется ватман, большой размер бумаги – раздолье длясамовыражения малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размералиста А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще недостаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него)

Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использоватьспециальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, призагрязнении которых не возникает сожаления) идеально подойдутстаренькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юногохудожника платочком. Местом для детской студии может использоватьсялюбая комната в квартире с большим количеством дневного света иотсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей). Перед началомзанятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием сгрудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) у ребенкабудет больше места для творчества и возможность свободногопередвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можноиспользовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужноднем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно,чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день.

2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка,что Вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно одетьспециальную одежду художников . Для первых занятий достаточноиспользования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках,комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании неиспользуется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить.Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессерисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя.

Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, непытайтесь показывать как надо правильно рисовать . Очень важнопоощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. Отэмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активностьмалыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для негопредметом ( краской) начните рисовать одновременно с ребенком ( !!!только на отдельном листе). Необходимым условием для успешноготворческого процесса является возможность ребенка наблюдать задеятельностью взрослого.

3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинаетмедленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследуетматериал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишьнебольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге.У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьемзанятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малышделает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту.Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения присоприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке.После шести месяцев, чаще всего, малыш уже понимает речь взрослого изначение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы,которые вас окружают в данном процессе, проговаривайте все его действияво время занятия и те цвета краски, которые малыш использует.

Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляетсяпосредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот,объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать). С ростомребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают болееорганизованный характер. Как организующее начало выступает ритм.Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на сменуактивному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустявремя ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своейработы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящейтворческой деятельности. Не стоит работы грудничка подвергатьтщательному психологическому анализу и судить о его характере.

Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но приоценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но исколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог лион самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент.Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучаетее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать своевнутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только кполутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничковогорисования.

4. Периодичность и длительность рисования. Творческое «пачкание» можноустраивать 1-2р в неделю. Желательно в первой половине дня, выбираянаиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка. Рисованиев первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной иэмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самыенепродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условиирегулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается вдесять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией иэмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступаетвременным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшениенастроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал кзавершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены нерекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летнийпериод.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:45

Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка,посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и былапервой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.Она создалапедагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальнойситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей:ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоитребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет иучится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своёфизическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки,соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учитьсяупорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретаетзнания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком ипомогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, еедевиз - "помоги мне это сделать самому".

Впитывающее мышление

При работе с детьми Монтессори заметила,что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разумавзрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышлениеребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образывнешнего мира, не подразделяя их на "хорошие" и "плохие", "полезные" и"бесполезные" и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда,окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослыйхочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокругребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно дляполноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорныхвпечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования,образцы положительного социального поведения, способы рациональнойдеятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должнабыть возможность "впитать" правильную речь.

Сензитивные периоды
Это периоды особой чувствительности, котораявстречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развитиявзрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не быловозможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, тоон упустил единственный случай естественным образом приобрестиопределенную способность. И больше ему такой возможности непредставится. В процессе развития всех детей возникают сензитивныепериоды, но время их возникновения, длительность и динамика протеканияразличны у разных детей.
период развития речи (0-6 лет)
период восприятия порядка (0-3)
период сенсорного развития (0-5.5)
период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
период развития движений и действий (1-4)
период развития социальных навыков (2.5-6)

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практическойжизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередьее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенокнаучается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо отформы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметамиразвивают когнитивную карту мозга малыша.

Официальный сайт-www.montessori.ru

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 май 2011, 14:46

Методика Глена Домана
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая вфиладельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренногоразвития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматьсялечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе ссотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом:стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиленияактивности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кромеслепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написаннымиочень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух.Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколькодесятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг ихпрограммы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя быочертания.

В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим,постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения пометодике Домана эти дети отставали по всем показателям физическогоразвития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – повесу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходилиобычных детей!И опять же возникает вопрос, который задавала себе ещеМария Монтессори: "что же надо делать с обычными детьми, чтобы моибедные малютки их перегоняли?"
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.
Своимитрудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в оченьраннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте детидвух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваиваютматематику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасноразвиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Целью, которую поставил себе Доман, является – "дать детямнеограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будетопределяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, чтоприглянется ему из длинного списка возможностей."
Доман хорошознает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозгчеловека растет до 7-7,5 лет, но сильней всего он растет в первые тригода. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетнихмалышей.
В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенкувозможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могутпривести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать понесколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностейребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологическикомфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденныерефлексы.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Онрекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть икрутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, ещево время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всюего будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многихвидах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в рукиракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того,Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическоеразвитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надопараллельно с физическим развитием начинать развивать и такиеспособности, как лингвистические, математические и другие.


По его мнению, лингвист.способности – врожденная функция человеческогомозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностямик языкам.Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называютсясловами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идетречь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, детимогут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, темлегче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению"является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов кчтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно.Онсчитает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, афакты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один,два, три,- то он откроет такие математические правила, как сложение,вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, чтоматем.способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки скрупными красными точками (по пять штук) и громко называют ихколичество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того,чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактныйзначок цифры.
Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кромецифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которыевнимательно просматривают то, что им показывают, примерно через парумесяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложныйпример.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать иэнциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек сизображением растений, животных, великих людей и многого другого. Былобы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давалиэнциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как ониприменяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли быпримерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а,значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендуетпоказывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на нейизображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро,насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа,т. е. слова и точки – быстро, а картины – медленно.

Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему:предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показыватькарточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Домансоветует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этомвозрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае онузнает их из карточек, причем узнает только название, без образапредмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом ипредметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словомпредмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он неуспевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннеговозраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно?Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мнекажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одномлисте сверху – картинку, снизу – подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличиватьпродолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомитьего с современным искусством.Как и у всякой методики, и у методикиДомана есть свои отрицательные стороны.Главная из них заключается втом, что при использовании данной методики ребенок из активногоучастника процесса обучения превращается в его объект. Во времяобучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система,охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малышанагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учатдумать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное икогнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только однукомпоненту."Факт" надо пощупать, потрогать и полизать,т. е. исследоватьего всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими"фактами", определить ему место в мире.

С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваиваетбольшой объем информации приятным для него способом. А для развитиятворческих и исследовательских способностей можно применить и другиеметодики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитываетродителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качествометодики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уженесколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились поДоману.


Вернуться в «Развитие и обучение детей раннего и дошкольного возраста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя