Развиваем речь по материалам сайта "Игра в Радость"

Развивающие методики, игры, приемы обучения
Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:35

Развитие речи детей при помощи ассоциограмм - мнемотаблиц.

Готовые схемы для занятий по развитию речи.

С помощью мнемотаблиц педагог и родитель могут научить ребёнка-дошкольника составлять рассказы. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п, мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению.

Метод использования мнемотаблиц – одно из направлений в развитии образного мышления дошкольников.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.

Этапы работы с мнемотаблицей
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Обратите внимание ребёнка на картинки. Побудите его к рассказу. Давай сочиним рассказ, а картинки нам в этом помогут. Побуждайте ребёнка к длительным высказываниям, развёрнутым предложениям. Опираясь на картинку, ребёнок составит (вначале, естественно, с Вашей помощью) связный рассказ.

Не забывайте, что одну и ту же таблицу можно применять в качестве опоры для различных рассказов.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:40

Пример рассказа табл.1 «Об овощах». Я расскажу о марковке. Марковка оранжевого цвета. Её форма овальная. На вкус она сладкая. Упрощённый вариант: Марковка-оранжевая. Её форма - овальная. Её вкус - сладкий.
Об овощах

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:41

Пример рассказа табл.2 «Осень». Осенью солнышко прячется за тучи. Часто идёт дождь, на улицах появляются лужи. С деревьев опадают листья. Бабочек и других насеклмых не видно, птицы улетают в тёплые края. На улице сыро, поэтому мы берём зонт и одеваем сапоги. Осенью много грибов, мы собираем урожай: ...
Осень

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:42

Пример рассказа табл.3 «Чудо-фрукты». Я расскажу о яблоке. Оно-среднего размера. Яблоко-красное. Яблоко – круглое. Оно вкусно пахнет. Вкус яблока-сладко-кислый.
Чудо-фрукты

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:44

Пример рассказа табл.4 «Что нужно для роста». Данный рассказ можно адаптировать для всего живого. Напр. Цветок. Цветок – живой. Цветок прорастает из семени. Чтобы семени прорасти ему нужен свет. Семечко нужно поливать водой. Семечко будет расти только в тепле, холод растения не любят.
Что нужно для роста

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:45

Пример рассказа табл.5 «О предметах». Интерпретация картинок слева направо: цвет, форма, размер ( большой, средний, маленький), материал, из которого сделан предмет, пирамидка – составные части предмета, рука – ощущения при прикосновении к предмету. ПРИМЕР: Мой столик зелёного цвета. Он напоминает квадрат. Он маленький. Он деревянный. Он состоит из ножек и доски. На ощупь (если его потрогать рукой) – он твёрдый.
О предметах

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:46

Пример рассказа табл.6 «О животном». Собака живёт в конуре. Она ест мясо. Она охраняет дом человека. За собакой нужно ухаживать: кормить её, гулять с ней, заботиться о ней.
О животном

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:47

Пример рассказа табл.7 «Об одежде». Я расскажу о моём платье. Оно голубого цвета. Оно тонкое. Моё платье из хлопка. Я его одеваю на праздники. Платье - одежда для девочек.
Об одежде

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:49

Пример рассказа табл. 8 «О профессии». Я расскажу о враче. Он лечит людей: ставит уколы, прослушивает, даёт лекарства. Это нужная профессия, потому что врачи делают людей здоровыми.
О профессии

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 29 янв 2012, 17:51

Пример рассказа табл.9 «Свойства живого». Утёнок - живой. Поэтому он растёт: сначала он маленький, потом он становится большим. Утёнок - живой. Поэтому он питается: он ест зерна.
Свойства живого


Вернуться в «Развитие и обучение детей раннего и дошкольного возраста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя