Развитие зрительной памяти: игры

Развивающие методики, игры, приемы обучения
Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 06 ноя 2011, 11:32

Полезная привычка «Посмотрим, что такое»
Возьмите какой-нибудь обычный предмет (коробок спичек, карандаш и т. п.). Рассматривайте его внимательно вместе с ребёнком, находя как можно больше подробностей и деталей его внешнего вида: форму, цвет, текстуру, царапинки, неравномерности окраски, особенности надписей. Постарайтесь проделывать это упражнение как можно дольше, несмотря на желание отвлечься. Проговаривайте вслух найденные вами особенности предмета. Позже ребёнок сам, без вашего напоминания, будет обращать внимание на детали.

Полезная привычка «Смена обзора»
Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание.
Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное - сменить на некоторое время обзор.

«Сказка по картинкам»
Содвигайте ребёнка рассказывать знакомые сказки по знакомым ему картинкам в книжках.

«Весёлые буквы и цифры»
Фантазируя и проговаривая шуточные определения и красочные описания, малыш без проблем выучит необходимую информацию. Так цифры и буквы карапуз запомнит быстрее, если их оживить. Придумайте портрет и биографию каждой букве алфавита, а еще лучше – нарисуйте их. По правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую превращаем в образ, который она напоминает, и оживляем его. Все знают, что двойка, это плывущий лебедь, а восьмерка – напоминает вкусные бублики.
Возьмите большой ватман бумаги. Нарисуйте алфавит крупными буквами. Подрисуйте вместе с ним к буквам глазки, ножки, ручки или др., чтобы буквы «ожили», приобрели образ в памяти ребёнка.

«Картина»
Упражнение способствует развитию художественного восприятия.
Обычный посетитель музея уделяет каждому из рассматриваемых экспонатов в среднем 5-10 секунд. Как вы думаете, за это время можно многое разглядеть, понять и прочувствовать? И в тоже время профессиональные художники и ценители искусства могут тратить часы своего времени только на одну картину или иное произведение искусства. Поэтому я предлагаю вам упражнение, позволяющее хоть немного (или много, если будет желание) развить ваши способности к восприятию и пониманию этих самых произведений. Выберите картину, которая вам нравится и вызывает определенные чувства. Просто посмотрите на картину вместе с ребёнком. Что на ней изображено? Есть ли определенный сюжет и какой он? Что вас привлекает в этой картине? Сосредоточьтесь на этом аспекте восприятия картины. Постарайтесь проанализировать, что вам нравится и почему.
Потратьте несколько минут на полноценный просмотр картины (для этого желательно использовать оригинал или хорошую репродукцию). Просматривайте картину от центра к периферии. Делайте это неоднократно. Постарайтесь увидеть и отметить как можно больше элементов и разнообразных мелочей. Что изображено, где, как, каким способом, в каком отношении с окружением. И так далее.
После того, как у вас сложится целостное впечатление о картине, сформулируйте свое мнение о ней. Обратите внимание на ваше настроение. На то, как картина воздействует на вас. Если вы достаточно разбираетесь в живописи - отметьте особенности индивидуального стиля художника, предпочитаемые им темы, цветовые гаммы.
Периодически выполняйте подобное упражнение с разными произведениями. Комментируйте всё словесно. Со временем ребёнок сам сможет интерпретировать художественные произведения.

«Дорисуй рисунок»
Эту игру хорошо использовать на детских праздниках, когда ребенок
не один, а с друзьями.
Детям предъявляют листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются и вручаются призы: за самый оригинальный рисунок, за свободу использования различных элементов. Обычно бывает весело. Если ребёнок ещё не умеет домысливать рисунок сам, предлагайте ему готовые идеи. Например, нарисуйте корпус машины и попросите его дорисовать кружочки-колёса. Вспомните, что интересует вашего ребёнка, что ему нравится рисовать или лепить.

«На что это похоже?»
Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда
родитель и ребенок ждут трамвая, а его все нет.
Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 фев 2012, 13:51

«Моё место»
Последовательность названий или цифр. Ребенок легко выучивает любой ряд следующих друг за другом названий, букв или цифр. Но ему трудно найти в нем место для какого-нибудь одного его элемента. Чтобы помочь малышу в этом, вырежьте карточки из картона и напишите на каждой одну цифру (от 0 до 10) или день недели, или месяц, или букву. Научите ребенка расставлять карточки в нужном порядке и отвечать, между какими двумя членами ряда находится та или иная цифра, буква и т.д. Когда он будет хорошо справляться с этим, имея весь ряд перед глазами, спрячьте карточки и предложите малышу ответить на те же вопросы по памяти. (Вы, конечно, должны показывать ему карточки в тех случаях, когда он затрудняется с ответом.)

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 фев 2012, 13:52

«Классификация»
Название классов понятий, объединенных общим признаком.
1. Предложите ребёнку найти в доме предметы, объединенные общим признаком, например, игрушки, посуду, одежду, фрукты, овощи, цвета, инструменты. Обыграйте эту игру как всем известные «прятки».
2. Как вариант, можно ребёнку предложить выбрать нужные карточки из предложенных Вами.
Усложнённые варианты упражнений:
1. Вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом:
Кукла, мячик, кубики ИГРУШКИ
Желтый, оранжевый, фиолетовый ЦВЕТА
Камилла, Жюли, Пьер ИМЕНА
Стул, шкаф, стол МЕБЕЛЬ

Молоко, вода, кофе НАПИТКИ
Апельсин, яблоко, банан ФРУКТЫ
Рубашка, брюки, шорты ОДЕЖДА
Молоток, отвертка, пила ИНСТРУМЕНТЫ

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 фев 2012, 13:53

«Логическое формулирование»
Игра направлена на развитие логического мышления
Задавайте ребёнку простые вопросы, побуждающие его сравнивать и выбирать предметы по признакам и размерам предмета: количества, длины, толщины, высоты, веса.
Коровы едят.
Что делают коровы? - Они едят.
Кто ест? - Коровы.
Слова, выражающие отношения: "больше чем", "меньше чем", "столько же, сколько" составляют базу любого сравнения. Вводите их применительно к словам, обозначающим количество, длину, толщину, высоту, вес, и вообще ко всем словам, обозначающим размеры предметов. "Что больше, а что меньше?"; "Где меньше кубиков, чем...?"; "Кто такого же роста, как...?"

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 фев 2012, 13:54

«Поиск недостающего предмета»
Три различных предмета (ложка, карандаш, стакан) расставьте или разложите перед ребенком. Попросите его закрыть глаза, уберите один из предметов и спросите малыша, чего не хватает. Постепенно увеличивайте число предметов.
«Копирование и повторение форм»
1 вариант игры: Заранее вырежьте из картона в 2 экземплярах формы: круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Пригласите ребёнка, сложите фигуру из приготовленных форм и предложите ему сложить такую же фигуру. Складывайте формы последовательно. Пр: Берёте прямоугольник (корпус для машины), просите малыша найти такую же форму. Кладёте её на стол, ребёнок повторяет за вами, берёте следующую форму и т.д. Начните с простых раскладок: домик, человечек, машинка.
2 вариант игры: Спички разложите так, чтобы они образовали какую-нибудь геометрическую фигуру или несложный рисунок. Попросите ребенка скопировать то, что вы сделали. Когда это начнет у него легко получаться, дайте малышу посмотреть на выложенные вами фигуры, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти. Увеличивайте число спичек, усложняя фигуры.

Ольга Васенина
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 18:45

Сообщение Ольга Васенина » 03 фев 2012, 13:55

«Наблюдатель»
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
— определение изменений в ряду предметов;
— нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
— нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
— нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
— запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.


Вернуться в «Развитие и обучение детей раннего и дошкольного возраста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя